Песочная терапия

История метода

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Как теоретическая основа песочной терапии рассматриваться разработанная К.Юнгом техника активного воображения. В данной технике создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Суть метода

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

О песочнице

В своей работе я использую классическую Юнгианскую песочницу, выполненную по принципу «золотого сечения». Песочница представляет собой деревянный поднос с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов. Классическая юнгианская песочница, выполненная из натурального дерева, имеющая стандартные размеры (50*70*8) и прямоугольную форму.

Борта и дно, символизирующие небо и воду, выкрашены в голубой цвет, что имеет большое символическое значение в аналитической психологии.

Возможности песочной терапии

В психокоррекции я использую как традиционный вариант юнгианской песочной терапии, так и применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему. В условиях краткосрочной терапии, иногда я применяю определённый тематический подход.

Основной моей целью при использовании техники «Песочная терапия», является достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения, а также соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности метода «Песочная терапия»:

— Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

— Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

— Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

— Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

— Человек имеет возможность установить связи между своим телом, сознанием и бессознательным, устранить причины многих соматических проблем.

— Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Так почему же именно песочная терапия?

Основная причина, почему я выбираю данный метод коррекции:

  • Комплексное воздействие на человека;
  • Песочная терапия может действовать на человека на нескольких уровнях;
  • Медитативное состояние, снимающее напряжение;
  • Обращение к личному бессознательному для решения внутриличностных конфликтов;
  • Обращение к коллективному бессознательному через трактовку символов.

Кому подходит песочная терапия?

Песочная терапия активно используется в работе со взрослыми и детьми. Чаще я использую песочную терапию в контексте развивающих занятий, особенно эффективны песочные занятия при речевых нарушениях, недостаточном развитии интеллектуальной сферы, минимальных дисфункциях мозга. В детских коллективах возможно проведение групповых занятий с песком, в них выявляются позиции участников коллектива, ситуационный стиль общения, групповая динамика.

«Живой песок»

Так же в своей работе я использую, ставший уже довольно популярным, «живой песок».

Разработанный в Швеции кинетический песок имеет целый ряд особенностей, сделавших его популярным во всем мире. Песок имеет уникальный состав, благодаря чему по ощущениям напоминает мокрый песок, но при этом не пачкается, не сыплется, а «течет сквозь пальцы» и прекрасно сохраняет заданную ему форму.

Удивительно красивые песочные картины, которые получаются из этого материала, стимулируют фантазию и заставляют автора почувствовать себя настоящим художником. Приятный на ощупь, легкий и вязкий, песок сочетает в себе свойства сразу многих терапевтических материалов, которые обычно используются для упражнений релаксации и развития мелкой моторики: глины, теста, пластилина.

«Живой песок» я использую во всех видах детских развивающих и коррекционных занятий, воздействуя на ребенка комплексно, он способствует развитию пространственного мышления и воображения, обеспечивает синхронизацию работы рук, развивает тактильную чувствительность и способствует концентрации внимания.

Занятия с таким песком будут очень эффективны для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), для детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития, для детей, имеющих травматический опыт. Песок нетоксичен, не вызывает аллергии, сохраняет свои свойства до 5 лет.

Однако, как показывает практика, релаксационные свойства кинетического песка находят отклик и у взрослой аудитории.

Погружая руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Отступает тревога, пропадают симптомы хронического стресса, повышается настроение и уверенность в себе. «Живой» песок способствует внутреннему расслаблению и активизации творческого начала.

Отдельно о детях в песочной терапии

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Моей целью при работе с ребёнком является не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном поле.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

И главное, у маленького клиента нет ощущения, что психолог его «допрашивает», ведь в игре мой диалог с ребёнком носит доверительный и мягкий характер.

И в завершении…

Откройте для себя песочную терапию, а я стану для Вас проводником в этот волшебный мир.

 

 

 

 

Немного лирики…

 

Обиды оставляй ты на песке

За пазухой ли камень, иль в руке —

Всё лишний он. Обиды не копите!

Все сожаленья — запишите на песке,

Всё счастье — высекайте на граните.

 

Мы каждый день растём, меняя роль,

И испытанья, каждый, переносим.

Пусть заберёт песок печаль и боль,

Пусть пробудит ответы и вопросы.

 

Как из песчинок, сложится Судьба

Из разных удивительных мгновений.

Любовь песчинки сцепит, как вода,

Чтоб проще было вылепить решения,

 

Чтоб легче было форму им придать,

Построить что-то из себя, былого.

Все страхи и обиды — закопать,

А все ресурсы — пробудить вдруг, снова!

 

Струится жизнь меж пальцев, как песок,

И удержать её насильно невозможно…

Она петляет — за витком даёт виток,

Спешит, бежит… Догнать, бывает, сложно.

 

Но главное всегда в ТВОЕЙ руке:

Ты сам себе садовник и строитель!

Обиды — оставляй ты на песке,

А радость — высекай ты на граните.

 

Анна Островская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *