Инфантилизм      Инфант – это взрослый человек с незрелой личностью, который не способен к адекватным реакциям во взрослом мире.

Как всегда, для начала, разберёмся с терминологией. В психологии, инфантилизм рассматривается, как проявление социальной незрелости, детскости взрослого человека.

      Виды инфантилизма

      Психический инфантилизм (психологический инфантилизм). Замедленное взросление ребёнка. Его психические качества формируются с опозданием и не соответствуют возрасту. Это нарушение не имеет ничего общего с задержкой умственного развития.

      Физиологический инфантилизм. Замедленное или нарушенное телесное развитие вследствие кислородного голодания или инфицирования плода во время беременности.

      Признаки инфантилизма

-Несамостоятельность.

-Неумение принимать самостоятельные решения.

-Отсутствие желания решать проблемы по-взрослому.

-Отсутствие желания развиваться.

-Отсутствие целей в жизни.

-Эгоистичность и эксцентричность.

-Непредсказуемость.

-Неадекватность.

-Безответственность.

-Склонность к зависимостям.

-Иждивенческие наклонности.

-Пребывание в своём мире (нарушения восприятия).

-Сложность в общении.

-Неспособность к адаптации.

-Гиподинамия.

-Малый заработок.

-Отсутствие социального продвижения.

      Причины инфантилизма

Как каковы же причины данного психологического явления, дело в том, что инфанты в психологии известны давно, например, инфантильность рассматривается З. Фрейдом как фиксация на определенной стадии развития. Человек предпочитает удовлетворять свои потребности более простыми, «детскими» способами, в частности, обгрызанием ногтей, курением или перееданием, это может быть связано с частичной фиксацией на оральной стадии и обусловлено «неполнотой» психической зрелости.

К.Г.Юнг описывал феномен инфантильности следующим образом: «Во взрослом воспитателе застрял вечный ребенок, нечто еще становящееся, никогда не завершающееся, нуждающееся в постоянном уходе, внимании и воспитании. Это — часть человеческой личности, которая хотела бы развиться в целостность».

Особенности воспитания, как возможная причина «взрослых» проблем широко освещается в работах А. Адлера. Одним из препятствий личностного роста им называется избалованность. Избалованные дети, по мнению А. Адлера, имеют трудности в развитии «чувства социального интереса и кооперации». Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них.

По мнению Э. Фромма, классическим примером зависимости и инфантилизма является невроз и невротик — «человек, продолжающий сопротивляться полному подчинению, но в то же время связанный с фигурой «волшебного помощника», какой бы облик «он» ни принимал. Невроз всегда можно понять, как попытку — неудачную попытку — разрешить конфликт между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе».

Еще одним защитным инфантильным механизмом, является описанный Ф.Перлсом механизм слияния: «человек, находящийся в состоянии патологического слияния, не знает, что такое он и что такое другие. Он не знает, где кончается он сам и где начинаются другие. Не осознавая границ между собой и другими, он не способен на контакт с ними, но также и не отделится от них». Ф.Перлс считает, что такое патологическое слияние лежит в основе многих психосоматических заболеваний: «человек, находящийся в патологическом слиянии, связывает свои потребности, эмоции действия в один тугой узел и уже не осознает, что он хочет делать и как он сам себе не дает этого делать».

Итак, кратко, ознакомившись с трудами и исследованиями великих психологов, попытаемся определить откуда же всё-таки «растут ноги» и как человек становится инфантом. Чтобы понять, что перед нами инфантильная личность, необходимо прежде всего обратить внимание на её взаимоотношение с родителями. Если общение с ними строится в равноправном ключе и ребёнок проявляет заботу о них, то это хороший знак. Если же наблюдается активное вторжение родителей в пространство ребёнка окружение его чрезмерной опекой, проявление навязчивого поведения, и при этом человек не способен прервать этот поток родительской заботы, перенести их общение на другой день и лояльно относится к такому нездоровому вниманию, то это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что перед нами этакий Питер Пэн – диснеевский герой, который не хотел взрослеть.

Психологи считают, что инфантильность зарождается при неблагоприятных условиях воспитания в период с 8 до 15 лет. На начальных этапах проблема инфантильности проявляет себя в виде истерик, манипуляций, неподчинения родителям, безответственного подхода к процессу обучения.

Признаки инфантильности можно видеть и в тех ситуациях, когда человек постоянно стремится к перекладыванию ответственности на других. Ответственность – это качество, противолежащее инфантильности. Инфантильный тип личности часто демонстрирует беззаботное поведение, примеряет на себя маску шута, стремится больше веселиться и развлекать окружающих. Однако внутри него могут жить и другие настроения, но, несмотря на это, он будет продолжать отыгрывать клоуна, из-за того, что такая роль «души компании» облагается минимальной ответственностью.

С социальной точки зрения, инфантильный субъект почти всегда будет малообеспеченным, у него будут сложности в поисках работы, в продвижении по карьерной лестнице.

Даже на физиологическом уровне инфантильность накладывает свой отпечаток. Такие люди имеют специфическое выражение лица с оттенком презрения или иронии. Уголки губ приспущены, складки носогубного треугольника застыли как бы в отвращении к чему-либо.

      Как же бороться с инфантилизмом?

Инфантильным личностям очень трудно самостоятельно выявить и (уж тем более) самостоятельно помочь себе избавиться от инфантилизма без помощи специалиста т.к. ему тяжело делать самостоятельные шаги по направлению к позитивным изменениям, выходить из своей зоны комфорта. Если мамы и папы не приучили ребёнка к самостоятельности на этапах, когда закладываются эти основы, и их чадо выросло неуверенным и беспомощным человеком, то здесь может помочь только психолог.

Чтобы не доводить эту проблему до кабинета психолога, родители должны правильно организовать процесс воспитания.

Существуют методики, которыми делятся психологи, рассказывая, как избавиться от инфантильности:

-Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение, обговаривайте те или иные проблемы. Вместе обсуждайте семейный бюджет. Это повысит в нем уверенность, даст понять, что он находится на равных со своими родителями, как в плане прав, так и в плане ответственности.

-Не позволяйте ребёнку закрываться в зоне комфорта. Узнайте, какие трудности он испытывает. Время от времени создавайте ситуацию, при которой он будет испытывать сложности, чтобы тот самостоятельно их преодолевал.

-Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Дети, занимающиеся спортом, по статистике становятся более ответственными и целеустремлёнными.

-Побуждайте ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста.

-Проводите работу над ошибками. Разъясняйте в каких ситуациях ребенок был прав, а в каких – нет.

-Избегайте мыслить категорией «мы» в отношении детей. Разделите это понятие на «я» и «ты». Это позволит им быть более самостоятельными.

-Детский инфантилизм поддаётся коррекции медикаментозным способом.

Психоневролог может прописать препараты (ноотропы), улучшающие мозговую деятельность, память, концентрацию.

Мы все когда-то были детьми, но кто-то сумел повзрослеть, а кто-то так и остался на всю жизнь вечным ребенком. Очень важно, как люди относятся к своей жизни. Инфантильный человек не желает понимать, что взросление – это боль, ошибки, сомнение в собственных силах. Благодаря урокам, которые мы извлекаем из своей жизни, мы со временем становимся мудрей, глубже и интересней. Инфантильные люди воспринимают жизнь как вечный праздник, они предпочитают не решать проблемы, а закрывать на них глаза, потому что в их жизни всегда найдется такой человек, который будет играть роль родителя для вечного ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *